Для ЕГЭ | Апрель 06, 2009,01:04
НЕСТРАШНЫЙ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?
а) Легенды; б) Былины;
в) Сказки; г) Загадки.
Как называется известный торт?
а) «Сказка»; б) «Басня»;
в) «Роман»; г) «Ода».
Кто из русских богатырей был боярским сыном?
а) Волхв Всеславович; б) Илья Муромец;
в) Алёша Попович; г) Добрыня Никитич.
Чем встречал случайных прохожих Соловей-разбойник?
а) Свистом; б) Трелью;
в) Щёлканьем; г) Уханьем.
Что Павел Бажов собирал на Урале?
а) Русские частушки; б) Народные сказы;
в) Заговоры; г) Уральские самоцветы.
Кто из этих писателей не был декабристом?
а) Александр Бестужев; б) Александр Радищев;
в) Александр Одоевский; г) Вильгельм Кюхельбекер.
Какой из известных поэтов был личным секретарём Екатерины II?
а) Г. Державин; б) В. Жуковский;
в) А. Фет; г) А. Пушкин.
Кто из этих поэтов был Министром юстиции?
а) Гаврила Державин; б) Александр Сумароков;
в) Василий Жуковский; г) Александр Грибоедов.
Как называется комедия Д.И. Фонвизина?
а) «Прораб»; б) «Мастер»;
в) «Бригадир»; г) «Подсобник».
Кто из этих писателей имел титул графа?
а) Михаил Лермонтов; б) Иван Тургенев;
в) Александр Пушкин; г) Лев Толстой.
У какого московского театра находится памятник великому русскому драматургу А.Н. Островскому?
а) Большой театр; б) Малый театр;
в) Театр на Таганке; г) МХАТ (МХТ).
Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?
а) Споёмся; б) Притрёмся;
в) Сочтёмся; г) Созвонимся.
Действующим лицом какой пьесы А.Н. Островского является Робинзон?
а) «Гроза»; б) «Бесприданница»;
в) «Доходное место»; г) «Волки и овцы».
Кому принадлежат строки: «Сижу за решёткой в темнице сырой..»?
а) А.С. Пушкину; б) М.Ю. Лермонтову;
в) Одоевскому А.И.; г) К.Ф. Рылееву.
Кто автор «Повестей Белкина»?
а) Белкин; б) Пушкин;
в) Лермонтов; г) Гоголь.
Кто воскликнул: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!»?
а) Хлестаков; б) Чацкий;
в) Онегин; г) Наполеон.
Назовите фамилию секретаря Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
а) Писарев; б) Перов;
в) Молчалин; г) Референтов.
А.С. Грибоедов был хорошим музыкантом и даже сочинял музыку. Какое его музыкальное произведение знает каждый, владеющий игрой на фортепиано?
а) «Марш Грибоедова»; б) «Вальс Грибоедова»;
в) «Танго Грибоедова»; г) «Полонез Грибоедова».
Какое из этих крылатых выражений «выпорхнуло» не из комедии Грибоедова «Горе от ума»?
а) «А судьи кто?»; б) «Ба! Знакомые всё лица»;
в) «И дым Отечества нам сладок и приятен»; г) «А сало русское едят!».
Кто, по мнению Грибоедова, не наблюдает часов?
а) Влюблённые; б) Счастливые;
в) Слепые; г) Часовые.
Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин?
а) Пять; б) Семь;
в) Десять; г) Тринадцать.
В какой из пушкинских сказок нет царицы (царевны)?
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»; б) «Сказка о попе и о его работнике Балде»;
в) «Сказка о царе Салтане»; г) «Сказка о золотом петушке».
Кто из этих сказочных героев Пушкина НЕ живёт под водой?
а) Золотая рыбка; б) Черномор;
в) Призрак Рогдая
«Тот уж когти распустил, / Клёв кровавый навострил...» О ком идёт речь в этих строчках А.С. Пушкина?
а) О золотом петушке; б) О коршуне;
в) О комаре; г) О Гадком утёнке.
Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки?
а) Царевна Лебедь и семь богатырей; б) Князь Гвидон и злая мачеха;
в) Попадья и золотая рыбка; г) Царь Дадон и шамаханская царица.
Что охраняла Голова из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»?
а) Шапку-невидимку; б) Волшебное кольцо;
в) Говорящее зеркальце; г) Волшебный меч.
Какое из произведений Пушкина НЕ связано с образом няни поэта - Яковлевой Арины Родионовны?
а) «Моя родословная»; б) «Зимний вечер»;
в) «Подруга дней моих суровых»; г) «Вновь я посетил».
Как называется «зимняя» повесть А.С. Пушкина?
а) «Пурга»; б) «Метель»;
в) «Снегопад»; г) «Вьюга».
Какими словами в романе А.С.Пушкина начинается письмо Онегина к Татьяне?
а) "Предвижу всё..." б) "Я знаю всё..."
в) "Скажу Вам всё..." г) "Я Вам пишу..."
Какой из этих поэтов XX века имеет в своём архиве стихотворение, не содержащее ни одного глагола?
а) Афанасий Фет; б) Валерий Брюсов;
в) Александр Блок; г) Сергей Есенин.
Кто сказал: «Какой же русский не любит быстрой езды»?
а) Гоголь; б) Чехов;
в) Пушкин; г) Циолковский.
Чьё детство прошло в Тарханах?
а) М.Ю. Лермонтова; б) А.С. Пушкина;
в) И.С. Тургенева; г) Л.Н. Толстого.
М.Ю. Лермонтов, поручик Тенгинского полка, награждённый золотым оружием «За храбрость», на досуге написал произведения «Сражение при Валерике», «Перестрелка в горах Кавказа». Чем были эти произведения?
а) Картинами; б) Стихотворениями;
в) Рассказами; г) Концертами.
Что одиноко белело «в тумане моря» в известном стихотворении Лермонтова?
а) Парус; б) Яхта;
в) Чайка; г) Айсберг.
Что потеряла главная героиня драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»?
а) Веер; б) Платок;
в) Браслет; г) Туфельку.
Какая лермонтовская строка стала названием повести В.П. Катаева?
а) «Белеет парус одинокий»; б) «На севере диком»;
в) «У врат обители святой»; г) «Под маской все чины равны».
Какая картина И.И. Шишкина названа по стихотворению М.Ю. Лермонтова?
а) «Среди долины ровныя...»; б) «На севере диком...»;
в) «Утро в сосновом лесу»; г) «Лесные дали».
Л.Н. Толстой сказал о стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» такие слова: «Бородино» Лермонтова было зерном, из которого вырос роман ...». Назовите этот роман Толстого.
а) «Война и мир»; б) «Анна Каренина»;
в) «Воскресение»; г) «Казаки».
В какой из этих басен И.А. Крылова лиса борется за кусок сыра?
а) «Волк и Лисица» ; б) «Ворона и Лисица» ;
в) «Лисица и Орёл» ; г) «Лисица и Сурок».
С помощью какого «оружия» басенная Лисица отняла сыр у Вороны?
а) Обещание; б) Лесть;
в) Красота; г) Угрозы.
Какой из предложенных фразеологизмов пришёл не из басен И. Крылова?
а) А ларчик просто открывался. б) Слона-то я и не приметил.
в) А Васька слушает, да ест. г) Остаться у разбитого корыта.
Из какой басни И. Крылова «выпорхнула» крылатая фраза «Глазами съесть»?
а) «Волк на псарне»; б) «Кот и Повар»;
в) «Лисица и Виноград»; г) «Ворона и Лисица»
На кого лаяла собака Моська в басне И. Крылова?
а) На медведя; б) На кошку;
в) На слона; г) На луну.
Что, согласно басне И. Крылова, не смогли сдвинуть с места Лебедь, Рак и Щука?
а) Камень; б) Лошадь;
в) Воз; г) Карету.
Как называется картина П.А. Федотова, написанная на сюжет одноимённой басни И.А. Крылова?
а) «Разборчивая невеста»; б) «Сватовство майора»;
в) «Свежий кавалер»; г) «Бедной девушке краса - смертная коса».
Продолжите афоризм Ф. Достоевского: «Величайшее умение писателя - это умение ...»
а) выслушивать; б) высматривать;
в) выдумывать; г) вычёркивать.
Какие из этих записок принадлежат перу Ф.М. Достоевского?
а) «Записки охотника»; б) «Записки покойника»;
в) «Записки сумасшедшего»; г) «Записки из мёртвого дома».
Какой предмет мебели стал символом «обломовщины»?
а) Диван; б) Кровать;
в) Кресло; г) Раскладушка.
Какой новый литературный жанр был создан И.С. Тургеневым?
а) Роман в стихах; б) Стихотворение в прозе;
в) Сказки для взрослых; г) Фэнтэзи.
Под каким именем известна собачка тургеневского Герасима?
а) Бим; б) Муму;
в) Каштанка; г) Жучка.
Выберите правильный вариант названия романа И.С. Тургенева.
а) «Намедни»; б) «Вечор»;
в) «Накануне»; г) Надысь».
Кого, согласно строчке Н.А. Некрасова, может остановить русская крестьянка?
а) Сокола в полёте; б) Орла на взлёте;
в) Коня на скаку; г) Волка на бегу.
За чем плыл дед Мазай в известном стихотворении Н.А. Некрасова?
а) За рыбой; б) За дровами;
в) За почтой; г) За пенсией.
Вставьте пропущенное слово в цитату из А. Блока: «И вечный...! Покой нам только снится».
а) Зов; б) Бой;
в) Бег; г) Двигатель.
Как заканчивается известнейшая стихотворная строка Александра Блока: «Ночь, улица, фонарь…»?
а) Подъезд; б) Хулиган;
в) Библиотека; г) Аптека.
Кому принадлежит эта строчка: «Ты жива ещё, моя старушка»?
а) С. Есенину; б) А. Пушкину;
в) М. Горькому; г) Р. Раскольникову.
Какого стихотворного письма не было у Сергея Есенина?
а) «Письмо деду»; б) «Письмо матери»;
в) «Письмо к сестре»; г) «Письмо няне».
Как называется цикл стихов С. Есенина?
а) «Москва ресторанная»; б) «Москва трактирная»;
в) «Москва кабацкая»; г) «Москва клубная».
Какая из этих строк не принадлежит С. Есенину?
а) «Клён, ты мой опавший...»; б) «Белая берёза под моим окном...»;
в) «Отговорила роща золотая...»; г) «Я спросил у ясеня...».
Что вырабатывал Рахметов, лёжа на гвоздях?
а) Поэтический дар; б) Силу воли;
в) Чувство юмора; г) Биотоки.
Какая сказка есть у М.Е. Салтыкова-Щедрина?
а) «Орёл-меценат»; б) «Орёл-спонсор»;
в) «Орёл-инвестор»; г) «Орёл-кредитор».
Как называется одна из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?
а) «Пропала собака»; б) «Пропала совесть»;
в) «Пропала скромность»; г) «Пропала ответственность».
Какое из этих произведений написал Л.Н. Толстой?
а) «Три сестры»; б) «Три мушкетёра»;
в) «Три толстяка»; г) «Три медведя».
Какое из этих произведений Л.Н. Толстого является басней?
а) «Три медведя»; б) «Филиппок»;
в) «Два товарища»; г) «Рубка леса».
Повесть Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» названа именем:
а) Горы; б) Горца;
в) Аула; г) Скакуна.
Какое из этих названий является общим для произведений Л.Н. Толстого и В.В. Маяковского?
а) «Война и мир»; б) «Воскресение»;
в) «Баня»; г) «Клоп».
Что делает Наташа Ростова, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне?
а) Обжигает раскалённой линейкой руку; б) Прокалывает иглой циркуля палец;
в) Спит на гвоздях; г) Ходит босиком по битому стеклу.
Продолжите афоризм Л. Толстого: «У того, кто ничего не делает, всегда много ...»
а) критиков; б) помощников;
в) времени; г) здоровья.
Какого возрастного этапа нет в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого?
а) «Младенчество»; б) «Детство»;
в) «Отрочество»; г) «Юность».
Название какого из этих шедевров русской классики написано с ошибкой?
а) «Обыкновенная история»; б) «Братья Карамазовы»;
в) «Капитанская дочка»; г) «Воскресенье».
Какие два антонима составляют название рассказа Антона Павловича Чехова?
а) "Толстый и Тонкий". б) "Высокий и Низкий".
в) "Злой и Добрый". г) "Богатый и Бедный".
Как называется рассказ Лескова, в котором повествуется о трагической судьбе крепостного парикмахера?
а) «Севильский цирюльник»; б) «Сибирский цирюльник»;
в) «Тупейный художник»; г) «Левша».
Попрыгунья из истории о мастере Левше - это... Кто?
а) Стрекоза; б) Саранча;
в) Блоха; г) Лягушка.
Кто из этих русских писателей был учителем?
а) А.П. Чехов; б) П.П. Ершов;
в) А.С. Грибоедов; г) Ф.М. Достоевский.
Какой из этих литературных цветов «взрастил» В.М. Гаршин?
а) «Цветик - cемицветик»; б) «Аленький цветочек»;
в) «Каменный цветок»; г) «Красный цветок».
Поэму с каким названием написал В. Маяковский?
а) «Удовлетворительно!»; б) «Хорошо!»;
в) «Отлично!»; г) «Классно!».
Кто пришёл к отцу в стихотворении В. Маяковского?
а) Крошка енот; б) Крошка сын;
в) Крошечка-Хаврошечка; г) Мальчик-с пальчик.
Кто написал гимны судье, критику, учёному, здоровью, обеду и даже... взятке?
а) А. Блок; б) В. Маяковский;
в) Е. Евтушенко; г) А. Вознесенский.
Что в сказке Аркадия Гайдара пытались выведать у Мальчиша-Кибальчиша "проклятые буржуины"?
а) Компьютерный пароль. б) Номер банковского счёта.
в) Коммерческую тайну. г) Военную тайну.
Назовите фамилию хулигана из повести А. Гайдара «Тимур и его команда»:
а) Квакин; б) Хрюкин;
в) Крякин; г) Мумукин.
Название какого учебного заведения использовано в названии произведения А. Гайдара?
а) Школа; б) Лицей;
в) Гимназия; г) Университет.
(Автобиографическая повесть «Школа».)
Как назвал своё произведение «Алые паруса» А. Грин?
а) Сказка; б) Поэма;
в) Феерия; г) Фантасмагория.
Кому посвящена пьеса Горького «На дне»?
а) Водолазам; б) Морским животным;
в) Морской растительности; г) Обитателям ночлежки.
Закончите строку Горького: «На карете прошлого ...»:
а) «... сильно трясёт»; б) «... мало мест»;
в) «... быстро не поедешь»; г) «... далеко не уедешь».
Как называется революционный роман Максима Горького?
а) «Отцы и дети»; б) «Мать»;
в) «Братья Карамазовы»; г) «Три сестры».
Какое крылатое выражение родом из горьковской «Песни о соколе»?
а) «Птичку жалко»; б) «Гол как сокол»;
в) «Рождённый ползать летать не может»; г) «Наряд соколий, а походка воронья».
Какое произведение написано Александром Беляевым?
а) «Остров сокровищ»; б) «Таинственный остров»;
в) «Остров погибших кораблей»; г) «На дне».
Какая страна была придумана юными героями произведения Льва Кассиля?
а) Республика ШКИД; б) Швамбрания;
в) Невыученных уроков; г) Королевство кривых зеркал.
Кто автор повести для детей «Бронзовая птица»?
а) М. Пришвин; б) В. Бианки;
в) А. Рыбаков; г) А. Брем.
Как называется повесть А.Н. Рыбакова?
а) «Кинжал»; б) «Палаш»;
в) «Шпага»; г) «Кортик».
Перу какого русского писателя принадлежат «Денискины рассказы»?
а) Дениса Ивановича Фонвизина; б) Дениса Васильевича Давыдова;
в) Виктора Юзефовича Драгунского; г) Николая Николаевича Носова.
Для ЕГЭ | Апрель 06, 2009,00:54
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение
Для успешного решения этой задачи можно предложить учащимся следующую модель написания сочинения-рассуждения.
I. О чем писать?
1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
Возьмем, к примеру, текст Г. Смирнова и выделим ключевые слова.
(1) Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2) Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (3) Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении - легко в бою.
(4) Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идет твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное: тяжело в учении - легко в походе! (7) В походе, а не в бою! (8) Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!
(9) Еще более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10) Поняв слово “похоронен” в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11) Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13) Их невозможно похоронить! (14) И что же? (15) Не считать законченной ни одну войну в истории? (16) Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17) Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока ведет бой, пока держит в руках оружие и пока ведет бой последний солдат! (18) Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19) И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!
Выделив ключевые слова (“подумать стало труднее”; стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины”; великий человек… не мог сказать такой глупости”; “поняв слово… в буквальном смысле”; “задумайтесь, что вы говорите”; “вы не поняли, что сказал Суворов”), можно определить тему текста: этот текст о неточном цитировании и поверхностном толковании слов известных людей.
Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
…- вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о…
2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?
Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что - зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора. Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней. Авторское отношение может быть выражено непосредственно (“Люблю тебя, Петра творенье!” А. Пушкин; “Печально я гляжу на наше поколенье…” М. Лермонтов) или опосредованно (при помощи языковых средств). Например, слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом в первой строке есенинского стихотворения “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка…”) передает любовь и нежность лирического героя.
Комментарий к проблеме взятого нами текста может быть таким:
О новизне заявленной проблемы говорит сам автор текста. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией. Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок (ср. базаровщина, обломовщина, хлестаковщина)).
4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.
Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста - убедить читателя в том…
Сформулировать идею предложенного текста можно так:
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
II. Как начинать сочинение? Начинать сочинение можно конструкцией “именительный темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.
Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Таким может быть вступление к сочинению по тексту Г. Смирнова:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже абсурдную, она невольно оседает в памяти.
III. Как заканчивать сочинение? Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить:
Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение
Сочинение по тексту Г. Смирнова можно закончить так:
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.
Приведем сочинение - рассуждение по тексту Г. Смирнова целиком:
Когда читаешь текст Г. Смирнова, понимаешь, что во многом наш кругозор, наше сознание формируют средства массовой информации, что человеку свойственно доверять телеобозревателям, журналистам и просто людям, появляющимся на телевизионных экранах.
Много раз я сам употреблял искаженное суворовское выражение “тяжело в учении - легко в бою”, где-то услышанное, прочитанное, не задумываясь о том, действительно ли Суворов говорил именно это. Осознавать собственное невежество не очень приятно, однако если человек постоянно слышит одну и ту же фразу, даже нелепую, она невольно оседает в памяти.
О таком неточном, поверхностном, часто абсурдном толковании слов известных людей пишет Г. Смирнов.
Почему же эти сомнительные интерпретации укореняются в общественном сознании? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Он сам говорит о новизне заявленной проблемы. Именно сейчас, по мнению Г. Смирнова, подумать стало труднее, чем поделиться своими мыслями с широкой аудиторией . Публицист очень эмоционально (в статье много восклицательных предложений) выражает свое негодование нежеланием людей, выступающих перед телезрителями, попытаться понять, что же все-таки имели в виду цитируемые авторы (“…Вы не поняли, что сказал Суворов!”).
Г. Смирнов крайне удивлен, возмущен “ошеломляющими нелепостями”, которые укореняются в нашей жизни после таких выступлений; и явление массовой мнимой образованности автор определяет неологизмом “образованщина” (суффикс щин придает слову негативно-пренебрежительный оттенок).
Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что люди, не обладающие достаточными знаниями и не желающие подумать, выступая по телевидению, искажают слова великих, и поэтому в сознании зрителей и слушателей, доверяющих средствам массовой информации, укореняются “ошеломляющие нелепости”. Доказывая эту мысль, Г. Смирнов приводит две фразы Суворова, одна из которых неверно цитируется, другая - неверно истолковывается. И читатель понимает, насколько абсурдны эти часто воспроизводимые интерпретации суворовских афоризмов: ведь, действительно, великий полководец не мог считать, что вести бой легко и что война не может быть закончена, пока не похоронен (в буквальном смысле слова) последний солдат.
Цель автора текста – убедить нас в том, что, готовясь “оповестить о своих думах весь мир” (книжные слова “оповестить”, “думы” приобретают здесь иронический оттенок) и собираясь при этом цитировать великих, выступающие должны позаботиться о верном воспроизведении и истолковании слов знаменитых людей; и риторическое восклицание “Да задумайтесь, что вы говорите!” звучит как призыв.
С автором текста трудно не согласиться. Действительно, мнимая образованность многих выступающих публично в сочетании с желанием продемонстрировать свою эрудицию ведет к тому, что высказывания великих людей искажаются и приобретают зачастую совершенно иной смысл. И “не везет” в этом, к сожалению, не только Суворову.
Известную фразу К. Маркса “Религия - опиум народа” очень часто цитируют так: “Религия - опиум для народа”. Налицо искажение смысла: К. Маркс говорил о том, что народ сам ищет утешения в религии, а интерпретаторы этой фразы утверждают, что кто-то навязывает народу религию.
Знаменитое пушкинское “народ безмолвствует” часто звучит из уст журналистов, когда речь идет о равнодушии, безынициативности людей, об их нежелании принять самостоятельное решение. Но у Пушкина в “Борисе Годунове” народ безмолвствует не из-за равнодушия к происходящему, у Пушкина народ безмолвствует от ужаса, понимая, что на престол взошел убийца.
Таким образом, в том, что “в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости”, отчасти виноваты выступающие перед широкой аудиторией люди; ведь многие из них, надеясь на свою образованность и память, сообщают зрителям и слушателям искаженные факты.
Однако, на мой взгляд, человеку начитанному и образованному никто не навяжет неверное толкование чего-либо. И если мы сами будем сомневаться, читать, искать ответы на вопросы, то ни один самонадеянный оратор не заставит нас поверить очевидной глупости.